Голландская система интеллектуального дорожного покрытия
Победитель престижного конкурса INDEX Award 2013 - голландская дизайнерская компания Studio Roosegaarde предложила новую идею модернизации дорог стран Европы с целью повышения уровня их безопасности и экологичности. Проект, разработанный Studio Roosegaarde совместно с международной организацией Heijmans Infrastructure, предполагает внедрение в дорожно-транспортную систему Европы целой группы инновационных технологий и механизмов, позволяющих подзаряжать электрические транспортные средства прямо во время их передвижения, питать электричеством придорожные осветительные элементы с помощью
небольших ветрогенераторов, реагировать на дорожную ситуацию множеством сенсоров и оповещать водителей автомобилей об дорожной обстановке. Подобные инновации способны повысить уровень комфорта и безопасности при управлении автомобилем.
Эко-проектом Smart Highway предусмотрено использование специальной фотолюминесцентной порошковой краски для проведения дорожной разметки. Вещество, содержащееся в краске, подпитываясь в дневное время от солнечных лучей, сможет освещать дорогу на протяжении всей ночи (технология "Glow-in-the-Dark Road"). Использование люминесцентной дорожной разметки в значительной степени позволит уменьшить потребность в дополнительном освещении дороги.
Интеллектуальная дорожная система с помощью той же дорожной размести будет оповещать автомобилистом об изменениях погодных условий. Так, в ситуации прогнозирования гололеда на дорожном покрытия проявятся ярко выраженные снежинки (технология "Dynamic Paint"). Динамическая термочувствительная краска становится видимой только при определенных фиксированных температурах. В теплое время на дороге будет красоваться солнце, а в морозы – снежинки разных форм.
Современные европейские дороги позволят также подзаряжать электромобили благодаря использованию системы Induction Priority Lane - беспроводной индуктивной зарядки. Компания Studio Roosegaarde поработала также и над усовершенствование системы освещения автомобильных дорог – осветительные фонари, размещенные вблизи дороги, благодаря реагированию встроенных в дорожное покрытие сенсоров движения будут загораться в ночное время только при приближении транспортного средства, оставаясь остальную часть времени в тени. Освещение будет сопровождать транспортное средство по маршруту его следования - плавно загораясь впереди и постепенно угасая по мере отдаления от определенного участка. Голландские инженеры уверены, что постоянное ночное освещение на участках дороги просто бессмысленно. Питать электрические придорожные лампы будет специальные небольшие ветровые электростанции.
Авторы проекта предусматривают использование в дорожном покрытии специальной зарядной линии состоящей в индукционных катушек, которые, взаимодействуя с аналогичными устройства в электромобилях, будут поставлять электрическую энергию к их аккумуляторным батареям прямо во время движения.
Часть призового фонда (около 100 000 евро) за победу в конкурсе INDEX Award 2013 дизайнер Даан Роозегарде (Daan Roosegaarde) планирует выделить на усовершенствование и коммерционализацию дорожного эко-проекта. Основная же часть денег будет потрачена на расширение спектра применения технологии Smart Highway: при создании взлетных полос и велосипедных дорожек для электровелосипедов.
Уже в этом году голландская дизайн-компания Studio Roosegaarde при сотрудничестве с организацией Heijmans планирует построить в Нидерландах в провинции Брабант (Branbant) первые пробные метры своего интеллектуального шоссе со светодиодной динамической краской и фоторазметкой. В дальнейшем проект экологических дорог будет представлен в США. Испытание же других дорожных совершенств запланировано на следующие пять лет.
Проект экологических дорог Даан Роозегарде является большим шагом в будущее, однако подобная идея создания умного шоссе все же не нова. Так, американские исследователи разработали солнечные дороги, встроив в их покрытие специальные фотоэлектрические панели, накапливающие энергию для светодиодной интерактивной разметки, светящейся ночью. В Британии уже довольно давно на дорогах функционируют светодиодные фонари, заряжающиеся в дневное время от солнечного света. Корейские же инженеры первыми создали образцы шоссе, обеспечивающих зарядку электромобилей прямо в движении. Аналогичные разработки сегодня ведутся и в США.