ВАША КОРЗИНА ПУСТА
https://www.electra.com.ua/components/com_jshopping/files/img_products грн /cart/delete.html /product/view.html Ваша корзина пуста. Показать/скрыть подробности Параметры ⇓ Товар добавлен в корзину Товаров ВАША КОРЗИНА ПУСТА Товаров в корзине на сумму Удалить

Shapka Electra 23

Музей электрического транспорта в Киеве

Опубликовано в Исторические факты Просмотров: 2782

muzey-elektrotransport-1Мало кому известно, что такое уникальное электрическое транспортное средство, как трамвай, подарил миру полтавец Федор Аполлонович Пироцкий ещё в 1874 году. Но, к сожалению, впервые идея строительства трамвая была воплощена в жизнь в Германии в 1881 году, а на родине, в Киеве трамваи появились лишь в 1892 году. В России трамваи впервые появились в 1899 году.
В 1914 году началась война, и трамвайное хозяйство было практически уничтожено, и только в 1922 году началось его возрождение.
В 1927 году в гараже Демеевского парка было создано первый всесоюзный трамвайный музей. Однако, музей просуществовал очень

недолго, поскольку начался период НЭПа, голодомора, людям было просто не до него – главной целью было выживание.

К сожалению, во время войны 1941-1945 года практически все экспонаты музея были уничтожены. Но ветераны-трамвайники не оставили своей мечты о создании музея, они продолжали собирать по каплям историю.

В 1932 году была выпущена книга «Киевский трамвай за 40 лет», и в 1967 году энтузиасты выпустили уже вторую книгу о трамваях.

В 1977 году городская власть пообещала выделить под строительство музея 3-этажный дом по улице Жданова. Но пришлось ждать целых 10 лет, пока отселили 8 семей из этого дома.

Приближался 100-летний юбилей запуска первого трамвая, но городские власти даже не старались содействовать строительству музея. Энтузиасты-трамвайники всеми силами готовились к этому празднику: сняли фильм, собрали старые фотографии, Станислав Бейкул и Казимир Брамский написали интересную книгу о истории электротранспорта, договорились с Дворцом Украины о проведении праздничного вечера, со стадионом «Спартак» о проведении парада.

muzey-elektrotransport-2

Пришел 1991 год – год независимости, год радости, но и новых проблем. Городские власти начали заявлять, что им в сложившейся ситуации совсем не до музея, предлагали отложить создание музея трамвая до лучшего времени. Все мечты о дворце, стадионе и талантливых актерах в один миг просто лопнули. Дворец культуры оказался аварийным и его закрыли за пол года до начала праздника. Но все же энтузиасты не сдались: они договорились з домом культуры мотоциклетного завода о предоставлении им для празднования бесплатно своего помещения. На праздник приехали представители со всех стран СНГ, со всех городов, где функционировали трамваи, гости с Германии, Бельгии. И знаете, празник удался: шоу-парад устроили на Почтовой площади, открыли памятный знак и Музей истории трамвая в 1992 году – музей, в который никто не верил.

Музей истории трамвая с 1992 по 2010 год находился по улице Академика Филатова, 22/8. Все экспозиции разместили в небольшом зале площадью в 40 кв. м. Музей рассказывал о этапах развития электрического транспорта в строгой хронологической последовательности. Здесь посетители имели возможность полюбоваться моделями трамваев, троллейбусов, а также иных видов электрического транспорта.

На одной из стен музея разместили большую карту Украины, на которой лампочками обозначались города, имевшие к 1993 году или в более раннем прошлом трамваи или троллейбусы. На карте Киева указывались линий трамвайных и троллейбусных путей. Диорамы, обозначали различные периоды истории развития трамвая: 1892 год - "Начало" (Александровский спуск), 1941-1945 - "Годы войны" и иллюстрацию "Киев сегодня".

В музее было собрано тысячи уникальных экспонатов, в том числе сотни моделей троллейбусов и трамваев, а также более 6000 фотоальбомов и книг, рассказывающих о истории транспорта во всем мире.

По причине тяжкой болезни заведующей, с конца 2009 года музей перестал принимать посетителей. В середине 2011 года все музейное имущество перевезли по адресу: улица Усенко, 7/9. Музей, переименованный в «Киевский музей Электротранспорта» наконец-то получил огромное долгожданное помещение, но без потерь не обошлось. В процессе проведения ремонта нового помещения часть музейного фонда была повреждена и даже украдена.

Благодаря новому заведующему музея в 2012 году был организован сбор натуральных образцов электрического транспорта для соответствия экспозиции музея, а также специально была подготовлена площадь для их хранения.

Официальное открытие состоялось 31 августа, но, к сожалению, музей проработал всего один день, и вновь закрылся. Что оживает этот уникальный музей в будущем – пока не известно, но мы надеемся на лучшее.

© Сергей Вольтер 2013
Любое копирование, перепечатка и распространение материалов статей без разрешения правообладателя запрещены и преследуются по закону. Нарушение авторских прав будет рассматриваться согласно статьи 52 Закона Украины «О авторском праве и смежных правах», статьи 176 Криминального Кодекса Украины, статьи 432 Гражданского кодекса Украины, статьи 51-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Следите за нами