Электромобили Studebaker
Эти машины помогали бить врагов, их любили и уважали. В военные и послевоенные период грузовые автомобили Студебекер были символом победы. О существовании такой марки, как "Cтудебекер", в советское время знал каждый школьник. Ещё бы – ведь эти транспортные средства, выходцы из Америки, имели очень давние корни. Американская фирма Studebaker когда-то была конкурентом большой тройки: GM, Ford и Сhryster.
Родословная американской автомобильной марки берет свое начало ещё с 1736 года. Именно в этом году братья Штаунденбеккеры – Питер, Клемент и Генри, на корабле "Харле" отплыли из Роттердама (Германии), чтобы переселиться в Филадельфию. В 1852 году, практически спустя пол века, их потомки Генри и Клемент Студебекеры открыли в городе Саут-Бэнд штата Индиана кузнецкую мастерскую, которая занялась выпуском запчастей и всевозможных деталей для фермерских и грузовых фургонов. Бизнес братьев Студебекер в период бушевавшей в Калифорнии "золотой лихорадки" неплохо процветал, и вскоре к их труду приобщился младший брат Джон, отлично заработавший на продаже инструмента для золотоискателей. Фирма под названием "Studebaker Bros.", выпустившая в 1858 году свои первые кареты, уже в 1861-1865 гг. в период Гражданской войны выполняла большие заказы, удовлетворяя потребности армии. Со временем Генри Студебекер полностью отошел от бизнеса, и его место заняли два других брата – Питер и Джейкоб.
В 1868 году, когда Студебекеры сколотили капитал в 350 000 долларов, их фирма занялась производством железнодорожных вагонов. Чтобы легче было выполнять заказы, братья подвели к своим цехам железнодорожную ветку. Бизнес Студебекеров развивался настолько стремительно и успешно, что даже сильный пожар, уничтоживший 2/3 всех производственных площадей, не стал для них существенной помехой - уже в следующем году заводы "Studebaker Bros." работали в том же объеме.
В 1830-1840-е годы появились первые автомобили с электромоторами. Эти транспортные средства имели массу преимуществ: были чрезвычайно комфортны, создавали немного шума, отличались неплохими скоростными показателями. Вполне логично, что на рубеже веков компания "Studebaker Bros." начала свой "автомобильный путь" именно с электромобилей.
В 1891 году юрист и политик Фридрих Фиш, женившись на дочери Джона Студебекера, вошел в их семью. Именно Джон, занявший вскоре пост исполнительного директора компании, стал инициатором выпуска электрических "лошадей", и причина тому – любовь ко всякого рода новшествам и техническим разработкам. В конце XIX века Фридрих Фиш возглавил крупнейшее предприятие по выпуску безлошадных экипажей. Более 4000 долларов было выделено под ведомство Фиша на развитие производства электрических автомобилей. В феврале 1902 года компания Studebaker выпустила первый электромобиль, а в течение четырех последующих - 20 транспортных средств с электроприводом под собственной маркой, войдя таким образом в число полноценных автопроизводителей. Кстати, дизайн для первого электрического автомобиля Studebaker придумал не кто иной, как знаменитый ученый-изобретатель Томас Эдисон. Но, к сожалению, как и большая часть первых электромобилей, транспортные творения Студебекеров, хоть и создаваемые при поддержке Томаса Эдисона, не были избавлены недостатков - они имели малый запас хода и довольно сложную и ненадежную систему подзарядки. Несмотря на довольно прогрессивный подход к автомобилестроению, проблема автономного питания электромашин так и не была решена. Производство электромобилей Studebaker было полностью прекращено в 1912 году.
До 1929 года компания Studebaker выпускала до 180 000 автомобилей в год. В период Великой депрессии объемы автомобильных продаж существенно сократились, и уже к 1935 году работа компании Studebaker была признана убыточной. Предприятие, которое оказалась на грани краха, смогло продержаться на плаву в годы Второй мировой войны только за счет выполнения заказов на военные грузовики. К началу 60-х ситуация в компании была крайне нестабильной, потому никого совсем не удивил выпуск последнего в истории марки Studebaker автомобиля.
Возродить легендарную марку попытался бизнесмен из Денвера Рик Рид. Получив права на Studebaker, он решил вновь вдохнуть жизнь в такие культовые машины компании, как Studebaker Lark (1957 г.), President (1928 г.) и Hawk (1957 г.). Правда, в отличие от предшественников, они будут работать не от одних только двигателей внутреннего сгорания, а за счет современной системы гибридного привода, включающей помимо ДВС ещё и электромотор. Первоначально предприниматель намеревался все автомобили сделать полностью электрическими, как в давние времена, когда компания Studebaker только начала работать в области автомобилестроения, но, проанализировав рыночный спрос, Рид пришел к выводу, что гибридные автомобили в наши дни имеют куда большую ценность. Спрос диктует предложение – хоть только электромобили являются настоящим "экологическим cпасением" для человечества, социум все же упорно не желает расставаться с бензиновыми моторами, дополняя ими электромоторы.