Краткая сравнительная характеристика аккумуляторных технологий
Аккумуляторы являются химическими источниками электрической энергии многоразового действия. Они состоят из двух электродов (положительного и отрицательного), электролита и корпуса.
Заряд-разряд аккумулятора происходит при протекании реакций окисления-восстановления электродов, при этом при заряде наблюдаются реакции, обратные разрядным реакциям.
На сегодняшний день ведущие производители предлагают для укомплектования электрических велосипедов
никель-кадмиевые (NiCd), никель-металлгидридные (NiMH) или литий-ионный (Li-ion) батареи (последние подразделяются на литий-марганцевые, литий-полимерные и литий-железо-фосфатные).
Широкий ассортимент выпускаемых типов аккумуляторов различных размеров, номинального напряжения и емкости позволяет удовлетворить самые разнообразные потребности современных покупателей. Но все же наибольшей популярностью среди потребителей продолжают пользоваться герметичные свинцово-кислотные (SLA) аккумуляторы. Этот вариант батарей является самым недорогим источником энергии для электровелосипедов. Именно благодаря ценовому фактору около 40 миллионов электрических велосипедов поставляются на мировой рынок в комплекте со свинцово-кислотными аккумуляторами.
Герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы используются в тех случаях, когда требуется довольно большая мощность при условии невысокой стоимости, но при этом вес не критичен. Эти батареи популярны также и потому, что они практически не требуют обслуживания, имеют низкий саморазряд и довольно легко утилизируются. Но SLA аккумуляторы не любят глубокой разрядки, и пребывание в разряженном состоянии на протяжении длительного времени может привести к сульфатации.
В европейских странах довольно распространена установка в электрических велосипедах литий-ионные батареи. Огромным их преимуществом является небольшой вес. Они обладают большей емкостью по сравнению с батареями других типов, имеют высокую плотность разрядного тока, но все же это самый дорогостоящий тип батарей, и поэтому не каждый может позволить себе их купить. К тому же, литий-ионные имеют очень низкий уровень пожароустойчивости и поэтому потребители часто от них отказываются, как от небезопасного продукта. Литий-ионнные батарей не любят морозов, в условиях низких температур их ёмкость значительно снижается.
Никель-кадмиевые аккумуляторы прекрасно выдерживают длительные нагрузки, имеют широкий диапазон рабочих температур (от -40°С до +40°С). Но никель-кадмиевые батареи имеют и определенные минусы. NiCd аккумуляторы обладают довольно низкой плотностью энергии по сравнению с другими типами батарей, они подвержены эффекту памяти, поэтому требуют периодической тренировки (цикл полный заряд/разряд). Батареи данного типа имеют довольно высокий уровень саморазряда.
Никель-металлгидридные (NiMH) батареи появились, как альтернатива никель-кадмиевым (NiCd). Их емкость на 30-40 % выше емкости NiCd батарей. Основные минусы никель-металлгидридных аккумуляторных батарей: небольшое число циклов полный заряд/разряд (около 500), значительное снижение емкости уже после 200-300 рабочих циклов, небольшой диапазон рабочих температур, довольно продолжительное время зарядки, высокий уровень саморазряда при использовании.
Чтобы лучше разобраться в преимуществах и недостатках того или иного типа батарей, используемых в электровелосипедах, предлагаем ознакомится с информацией, отображенной в размещенной ниже сравнительной таблице.
Преимущества и недостатки типов аккумуляторов, используемых в электрических велосипедах
Тип аккумуляторных батарей | Преимущества и особенности дизайна | Недостатки |
Свинцово-кислотные герметичные (SLA) батареи |
- Недорогая и простая технология производства. - Надежная и широко известная технология обслуживания. - Скорость саморазряда является одной из самих низких среди всех типов аккумуляторов. -Довольно большая емкость. - Низкие требования к обслуживанию. Не требуют восполнения электролита. - Не подвержены «эффекту памяти». - Могут длительное время хранится в заряженном состоянии. - Для них не страшен глубокий разряд, батарея восстанавливает свою работоспособность после следующей подзарядки. - Разумная цена. |
- Герметичные свинцово-кислотные батареи нельзя хранить в разряженном состоянии. Хранение в разряженном состоянии вызывает сульфатацию, что делает заряд трудным или совсем невозможным. - Довольно габаритные, имеют большой вес. - Обладают довольно низкой плотностью энергии по сравнению с другими типами аккумуляторов, и поэтому практически не пригодны для небольших устройств. - Допускается лишь определенное количество циклов полного разряда. - При неправильной утилизации экологически вредны. Содержащийся в них свинец и кислотный электролит могут нанести непоправимый вред окружающей среде. - При неправильной подзарядке возможен перегрев. - В условиях низких температур емкость батарей существенно снижается. - Срок службы не превышает 300-500 циклов заряд/разряд. |
Литий-ионные (Li-ion) батареи |
- Более высокая плотность энергии (как объемная, так и весовая) по сравнению с батареями других типов. - Длительный срок службы при небольших размерах и малом весе. - Принимают высокие токи заряда. Поэтому процесс их подзарядки не занимает много времени (90% емкости за 30-40 минут). -Практически не требуют обслуживания. - Не имеют «эффекта памяти». - Саморазряд батарей составляет всего 4-6 % за первый месяц, в дальнейшем уровень саморазряда ещё меньший. За год аккумуляторы теряют 10-20 % емкости. - Хорошее соотношение категорий "цена-качество". - Наиболее экологически безопасные виды батарей. Могут утилизироваться без предварительной переработки. |
- Все литий-ионные батареи требуют специальной системы защиты от перегрева. Существует опасность взрыва при механическом повреждении или перезарядке, поэтому требуют чрезвычайно бережного отношения. - Сроки эксплуатации находятся в прямой зависимости от условий хранения (лучше всего хранить в частично разряженном состоянии). - Достаточно быстрый процесс "старения" аккумуляторов, вне зависимости от их работы. - Узкий температурный рабочий диапазон. В условиях низких температур быстро теряют заряд. - Неоправданно высокая стоимость литий-ионных аккумуляторов. |
Никель-металлгидридные (NiMH) батареи | - Большая емкость (на 30-40 % выше емкости никель-кадмиевых батарей). - Низкий уровень внутреннего сопротивления, позволяющий получать токи более высокого напряжения -Простота хранения и транспортировки. Существует возможность транспортировки авиатранспортом. - Довольно недорогие. - Экологически безопасны, возможна переработка. Аккумуляторы данного типа содержат только очень слабые токсины. |
- Ограниченная мощносная емкость. - Очень габаритные. - Подвержены действию «эффекта памяти» (но значительно меньше, чем никель-кадмиевые батареи). Периодически требуют контрольного цикла полный разряд/заряд. - Высокий уровень саморазряда при использовании (на 50% больше, чем у никель-кадмиевых батарей). - Продолжительное время зарядки. - Ограниченный срок службы (особенно при высоких токах загрузки). Емкость значительно снижается уже после 200-300 циклов заряд/разряд. - Не переносят высоких температур. При хранении батарей в условиях высоких температур их емкость снижается. Хранение в прохладных условиях замедляет процесс старения никель-мателлгибридных батарей. Большая часть аккумуляторов становится неработоспособной при температуре ниже -10 °С и выше +40° С. - Цена на 20-30 % выше никель-кадмиевых батарей. |
Никель-кадмиевые (NiCd) батареи | -Большое число циклов заряд/разряда при условии правильной эксплуатации (более 1000). -Хорошие показатели нагрузки. Широкий диапазон рабочих температур (от -40°С до +40°С). - Возможность быстрой и простой подзарядки. - Длительный срок службы (до 5 лет). Хранить можно в полностью разряженном состоянии. - Одни из наиболее надежных аккумуляторных батарей. - Низкая цена. - Простота транспортировки (даже авиатранспортом) - Доступны в широком диапазоне размеров и параметров. |
- Обладают довольно низкой плотностью энергии по сравнению с другими типами батарей. - Подвержены «эффекту памяти». Требуют периодической тренировки (цикл полный заряд/разряд). - Некоторые страны ограничивают уровень использования никель-кадмиевых аккумуляторных батарей. - Обладают довольно высоким уровнем саморазряда. - Экологически небезопасны. Содержат токсические металлы. Кадмий является канцерогенным, очень токсическим веществом, которое способно даже вызывать ожоги кожи. - Некоторые страны ограничивают уровень использования никель-кадмиевых аккумуляторных батарей. |
© Сергей Вольтер 2013
Любое копирование, перепечатка и распространение материалов статей без разрешения правообладателя запрещены и преследуются по закону. Нарушение авторских прав будет рассматриваться согласно статьи 52 Закона Украины «О авторском праве и смежных правах», статьи 176 Криминального Кодекса Украины, статьи 432 Гражданского кодекса Украины, статьи 51-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях.